Вопрос «о деньгах и собственности»
Добавлено: Вс дек 16, 2018 12:04 am
Сами по себе деньги - это не плохо и не хорошо. Окрас деньгам придают наши мотивы - какую цель в использовании денег мы ставим перед собой. Если мы обратимся к истории денег, то увидим, что деньги были придуманы в древности как мера затраченного труда и как средство обмена материальными ресурсами. Тогда они играли крайне позитивную и полезную роль: до денег, товарные отношения между людьми представляли собой прямой бартер продукцией; сапожник пошил обувь, а рыбак наловил рыбы и они обменивались результатами своего труда; сапожнику проще - обувь не портится, а если рыбак не успел обменять всю свежую рыбу, то она портилась; тогда люди решили придумать некий общепризнанный эквивалент, который каждый что-либо создающий или оказывающий услугу соглашался принимать в обмен на свою продукцию. Рыба у рыбака перестала тухнуть - появились рынки и купцы, которые стали заниматься логистикой и торговлей, покупая у рыбака рыбу и освобождая его от дальнейшей головной боли по реализации. Товарно-денежная торговля способствовала развитию общественных отношений, расширению географии обмена культур разных народов, социализации людей. Эта модель отношений позволила перераспределить досуг и появились люди, возросший досуг которых позволил им заниматься живописью, скульптурой, поэзией, музыкой, философией и созданием других ценностей красоты мысли, слова, слуха и взгляда. А как говорится - «Красота спасёт мир!». Деньги были превосходным инструментом для развития всего этого.
С другой стороны, возникновение частной собственности, так же имело благоприятные последствия. Частная собственность это не только права, но и повышенная ответственность её владельца. Это определённый стимул создавать, развивать, улучшать и оберегать собственность. Совокупная собственность, состоящая из суммы частных собственностей, начинает приносить благо уже всему обществу. Например, кто-то открывает магазинчик, кто-то таверну, кто-то цех по пошиву одежды и тд. и всё это начинает работать на благополучие всего общества. Хозяин собственности - это фактически её опекун, который о ней заботится, на него возложена такая ответственность его семьёй, его предками (которые передали ему эту собственность), его потомками (которым он передаст собственность в дальнейшем) и самим обществом (которое извлекает свою пользу из существования и функционирования этой собственности). Этими умозаключениями и примерами я хочу сказать, что деньги и собственность - полезный инструмент для стимуляции ответственности и развития, как для индивидов, так и для всего общества - когда нравственный уровень людей ещё не достиг того качества, которое позволило бы отнестись с той же ответственностью в полной мере и к общему делу и к общей собственности и с полной отдачей сил в труде на общее благо, уже не требующего денежной оценки. Но деньги и частная собственность полезны только на определённом этапе развития общественных отношений. Когда морально-нравственное развитие общества отстаёт от функции приумножения, накопления, неравномерного и несправедливого распределения денег и собственности, тогда возникает проблема. И я согласен с автором Концепции, что в данный период, деньги и частная собственность стали приносить больше вреда, чем пользы - более 80% денег и собственности сосредоточилось в руках узкой группы лиц, через владение и управление глобальными международными концернами и корпорациями. Несмотря на всё большее развитие модели акционирования предприятий, в настоящий момент, множество мелких акционеров владеют этими предприятиями лишь номинально, и практически отстранены от управления и принятия решений. Решения принимает управляющая «элита». И качество этих решений в прямую зависит от морально-нравственных ориентиров и ценностей, исповедуемых теми личностями, которые и составляют эти элиты. Внедрение 7-ми базовых ценностей в уставы и учредительные документы этих концернов и корпораций, могла бы выправить положение в сторону обретения ими надёжной и долгосрочной устойчивости и оказания реальной пользы всему обществу. Но сделать так должны захотеть все участники корпораций - и руководители и акционеры и работники. Все работники так же должны быть и пожизненными акционерами, как предложил автор в модели устойчивых эко-сообществ.
Предложенная автором модель экономических отношений в эко-сообществах и между ними, известна фактически ещё со времён Карла Маркса - «От каждого по способностям, каждому по потребностям!» - такое возможно, если все члены общества имеют очень высокий морально-нравственный уровень. Тогда уровень ответственности каждого за результаты своего труда, за свой вклад в общее дело и за общественную собственность, будет даже выше, чем за свою частную собственность и труд во благо лишь своей семьи. Но такого уровня осознанности каждого члена нужно ещё достичь. Такое происходит не сразу и не за одно поколение. Даже вдохновлённые общей идеей, кто-то положит на общее дело все силы, а кто-то будет стараться меньше. Даже при прекрасно налаженных методах воспитания детей и молодёжи, первое время будет играть роль ещё и генетика, характер, умственные и физические способности и возможности. Не усмирённый пока ещё внутренний эгоизм, будет подсознательно подталкивать многих к более «халатному» отношению к общему, по сравнению с личным, и неосознанному желанию «раствориться в общей среде» и усреднить свою меру личной ответственности за что-либо общее. Этот подход хорошо продемонстрировал опыт СССР, когда в теории всё выглядело превосходно, но сами люди ещё не доросли до таких отношений. Их меру ответственности за общественную собственность хорошо характеризует ходившая тогда парадигма - «То что общее, то ничьё!». Как ты правильно заметил Годвин, я имею опыт участия в организации эко-сообщества и могу сказать, что это одна из проблем (чувство меры ответственности за общее) начальных этапов становления, как и обобществление денег, собственности и других материальных ресурсов. Поэтому на переходный этап видимо правильнее будет ленинский принцип - «От каждого по способностям, каждому по труду!». Если начинать строительство эко-сообществ «с нуля», то статус вновь создаваемой собственности сразу может быть общим. Участники могут добровольно вносить «средства производства» - инструмент, транспорт, материалы, деньги, с помощью которых будут строиться дома, мастерские, цеха, места культуры и отдыха и тд. Но на начальных этапах, я думаю, нельзя сразу отказываться от денег, и не только в целях расчётов с внешним миром и между эко-сообществами, но и внутри самих эко-сообществ. Пока уровень сознания каждого члена сообщества не достигнет определённых высот, нужен будет эквивалент труда. Можно будет не использовать такие функции денег, как преумножение и накопление, но именно как эквивалент труда они пока будут нужны. Смысл денег в переходный период в том, что бы более равномерно и справедливо распределить ответственность и результаты труда. И нужен механизм постепенного отказа от денег и переход на безденежную экономику. В таком случае, роль денег в эко-сообществах НЕ должны играть деньги в виде государственных валют. Думаю для этой цели лучше подошла бы модель криптовалют и токенов. Легко запрограммировать их эмиссию, регулирование и даже «сгорание» - постепенный вывод из обращения по заранее установленному алгоритму. Этот алгоритм может содержать определённые количественные критерии соответствия отношений в эко-сообществе 7-ми ценностям. По мере достижения каждого этапа, часть токенов будет «сгорать». И когда члены эко-сообщества в своих отношениях полностью выйдут на соответствие 7-ми ценностям, то «сгорит» последняя часть токенов и наступит окончательный период безденежных экономических отношений уже на века и тысячелетия. Все эти алгоритмы разрабатываются по методу Проектных команд и утверждаются и принимаются всеми членами. Эти опытом эко-сообщество делится с другими вновь создаваемыми эко-сообществами. В каждом эко-сообществе можно делать эмиссию своего уникального токена для внутреннего хождения, оценки и взаиморасчётов. Токены разных эко-сообществ могут либо свободно обмениваться между собой через общую биржу взаиморасчётов, либо сделать эмиссию Единого токена, через который вести обмен и который принимают к расчётам во всех эко-сообществах и между ними. Через привязку этого единого токена, например, к Биткоину или Эфиру, можно будет вести расчёты с «внешним миром». Кстати, до недавнего времени все денежные суррогаты были запрещены, но теперь во всех странах одно за другим принимают законодательство, регулирующее обращение криптовалют и токенов и выводящее их в легальное правовое поле. Так что и юридических правовых проблем не будет. В общем, в этой модели много вариантов. Это я предлагаю, как одну из идей для переходного периода.
Насколько я понял, автор Концепции так же имел ввиду, что переход от ограниченных денежных отношений к полностью безденежной экономики будет постепенным. В начале Концепции речь шла о неизбежном наличии в эко-сообществах как относительно богатых, так и относительно бедных - как результат различия в талантах и способностях, а так же в активности и стремлениях. Но для равномерного и справедливого распределения «богатства» всё эти критерии необходимо как-то оценивать количественно, через некий общепризнанный эквивалент - деньги/ токены. Ближе к концу Концепции автор описывает уже идеальную модель безденежных отношений - модель высокоразвитого общества, где активны и «богаты» всё без исключения его члены, как и всё сообщество как целое.
В переходный этап, можно создать компьютерную систему, где каждый член сообщества в личной карточке отразит ту продукцию или услуги, которые он создаёт. То же касается и об’единённых научных, производственных и иных коллективов. Те же, кто нуждается в какой-либо продукции и услугах, так же отражают в системе эту потребность. Система сама выстраивает логистику заказов. Те кто создают, получают заказы и изготавливают, а те кто заказал, получают продукцию или услуги. Идёт прямой обмен между потребностями и возможностями членов сообщества. По заложенным в неё алгоритмам и критериям, система определяет коэффициенты Необходимости потребностей и коэффициенты Полезности изделий и услуг. Исходя из Необходимости и Полезности, система создаёт очерёдность восполнения Потребностей и количественно оценивает (в токенах) результаты Полезного труда. С помощью такого регулирования и логистики, приоритет будет отдан наиболее востребованным и полезным изделиям и услугам, исходя из базовых принципов сообщества. А мастера получат справедливую количественную оценку своего полезного труда и смогут повысить Качество жизни. Базовые потребности будут обеспечены каждому члену сообщества, но высокий уровень Качества жизни будет определяться степенью стремления принести реальную пользу своим собратьям и всему сообществу. Желательно, что бы эта система была единой для всех кластеров эко-сообществ, тогда согласование потребностей и возможностей будет более сглаженным.
В данном контексте роль денег (токенов) сводится к регулированию справедливого распределения Качества жизни, исходя из способностей и личных устремлений на благо сообщества. Качество жизни будет расти у наиболее способных и полезных, но такие люди и более нравственны. Думаю, зачастую они будут часть своих токенов переадресовывать на те проекты сообщества, которые позволят другим членам обучаться и раскрывать на равных так же и свои умения и таланты, принося ещё большую пользу всему сообществу. Такая синергия приведёт к быстрому росту и развитию как талантов индивидов, так и экономики всего сообщества и даже всех кластеров эко-сообществ в их взаимодействии. В понятие Качества жизни входит не только материальное благополучие и удовлетворение от самореализации своих талантов, но даже в большей степени - удовлетворение от отдачи своих возможностей и способностей в помощи другим так же расти в раскрытии своих потенциалов и талантов. Нравственный человек, испытавший удовлетворение и счастье, будет стремиться к тому, что бы и другие смогли бы испытать нечто подобное. Его потребность - поделиться этим состоянием. Это и есть любовь...
Олег
С другой стороны, возникновение частной собственности, так же имело благоприятные последствия. Частная собственность это не только права, но и повышенная ответственность её владельца. Это определённый стимул создавать, развивать, улучшать и оберегать собственность. Совокупная собственность, состоящая из суммы частных собственностей, начинает приносить благо уже всему обществу. Например, кто-то открывает магазинчик, кто-то таверну, кто-то цех по пошиву одежды и тд. и всё это начинает работать на благополучие всего общества. Хозяин собственности - это фактически её опекун, который о ней заботится, на него возложена такая ответственность его семьёй, его предками (которые передали ему эту собственность), его потомками (которым он передаст собственность в дальнейшем) и самим обществом (которое извлекает свою пользу из существования и функционирования этой собственности). Этими умозаключениями и примерами я хочу сказать, что деньги и собственность - полезный инструмент для стимуляции ответственности и развития, как для индивидов, так и для всего общества - когда нравственный уровень людей ещё не достиг того качества, которое позволило бы отнестись с той же ответственностью в полной мере и к общему делу и к общей собственности и с полной отдачей сил в труде на общее благо, уже не требующего денежной оценки. Но деньги и частная собственность полезны только на определённом этапе развития общественных отношений. Когда морально-нравственное развитие общества отстаёт от функции приумножения, накопления, неравномерного и несправедливого распределения денег и собственности, тогда возникает проблема. И я согласен с автором Концепции, что в данный период, деньги и частная собственность стали приносить больше вреда, чем пользы - более 80% денег и собственности сосредоточилось в руках узкой группы лиц, через владение и управление глобальными международными концернами и корпорациями. Несмотря на всё большее развитие модели акционирования предприятий, в настоящий момент, множество мелких акционеров владеют этими предприятиями лишь номинально, и практически отстранены от управления и принятия решений. Решения принимает управляющая «элита». И качество этих решений в прямую зависит от морально-нравственных ориентиров и ценностей, исповедуемых теми личностями, которые и составляют эти элиты. Внедрение 7-ми базовых ценностей в уставы и учредительные документы этих концернов и корпораций, могла бы выправить положение в сторону обретения ими надёжной и долгосрочной устойчивости и оказания реальной пользы всему обществу. Но сделать так должны захотеть все участники корпораций - и руководители и акционеры и работники. Все работники так же должны быть и пожизненными акционерами, как предложил автор в модели устойчивых эко-сообществ.
Предложенная автором модель экономических отношений в эко-сообществах и между ними, известна фактически ещё со времён Карла Маркса - «От каждого по способностям, каждому по потребностям!» - такое возможно, если все члены общества имеют очень высокий морально-нравственный уровень. Тогда уровень ответственности каждого за результаты своего труда, за свой вклад в общее дело и за общественную собственность, будет даже выше, чем за свою частную собственность и труд во благо лишь своей семьи. Но такого уровня осознанности каждого члена нужно ещё достичь. Такое происходит не сразу и не за одно поколение. Даже вдохновлённые общей идеей, кто-то положит на общее дело все силы, а кто-то будет стараться меньше. Даже при прекрасно налаженных методах воспитания детей и молодёжи, первое время будет играть роль ещё и генетика, характер, умственные и физические способности и возможности. Не усмирённый пока ещё внутренний эгоизм, будет подсознательно подталкивать многих к более «халатному» отношению к общему, по сравнению с личным, и неосознанному желанию «раствориться в общей среде» и усреднить свою меру личной ответственности за что-либо общее. Этот подход хорошо продемонстрировал опыт СССР, когда в теории всё выглядело превосходно, но сами люди ещё не доросли до таких отношений. Их меру ответственности за общественную собственность хорошо характеризует ходившая тогда парадигма - «То что общее, то ничьё!». Как ты правильно заметил Годвин, я имею опыт участия в организации эко-сообщества и могу сказать, что это одна из проблем (чувство меры ответственности за общее) начальных этапов становления, как и обобществление денег, собственности и других материальных ресурсов. Поэтому на переходный этап видимо правильнее будет ленинский принцип - «От каждого по способностям, каждому по труду!». Если начинать строительство эко-сообществ «с нуля», то статус вновь создаваемой собственности сразу может быть общим. Участники могут добровольно вносить «средства производства» - инструмент, транспорт, материалы, деньги, с помощью которых будут строиться дома, мастерские, цеха, места культуры и отдыха и тд. Но на начальных этапах, я думаю, нельзя сразу отказываться от денег, и не только в целях расчётов с внешним миром и между эко-сообществами, но и внутри самих эко-сообществ. Пока уровень сознания каждого члена сообщества не достигнет определённых высот, нужен будет эквивалент труда. Можно будет не использовать такие функции денег, как преумножение и накопление, но именно как эквивалент труда они пока будут нужны. Смысл денег в переходный период в том, что бы более равномерно и справедливо распределить ответственность и результаты труда. И нужен механизм постепенного отказа от денег и переход на безденежную экономику. В таком случае, роль денег в эко-сообществах НЕ должны играть деньги в виде государственных валют. Думаю для этой цели лучше подошла бы модель криптовалют и токенов. Легко запрограммировать их эмиссию, регулирование и даже «сгорание» - постепенный вывод из обращения по заранее установленному алгоритму. Этот алгоритм может содержать определённые количественные критерии соответствия отношений в эко-сообществе 7-ми ценностям. По мере достижения каждого этапа, часть токенов будет «сгорать». И когда члены эко-сообщества в своих отношениях полностью выйдут на соответствие 7-ми ценностям, то «сгорит» последняя часть токенов и наступит окончательный период безденежных экономических отношений уже на века и тысячелетия. Все эти алгоритмы разрабатываются по методу Проектных команд и утверждаются и принимаются всеми членами. Эти опытом эко-сообщество делится с другими вновь создаваемыми эко-сообществами. В каждом эко-сообществе можно делать эмиссию своего уникального токена для внутреннего хождения, оценки и взаиморасчётов. Токены разных эко-сообществ могут либо свободно обмениваться между собой через общую биржу взаиморасчётов, либо сделать эмиссию Единого токена, через который вести обмен и который принимают к расчётам во всех эко-сообществах и между ними. Через привязку этого единого токена, например, к Биткоину или Эфиру, можно будет вести расчёты с «внешним миром». Кстати, до недавнего времени все денежные суррогаты были запрещены, но теперь во всех странах одно за другим принимают законодательство, регулирующее обращение криптовалют и токенов и выводящее их в легальное правовое поле. Так что и юридических правовых проблем не будет. В общем, в этой модели много вариантов. Это я предлагаю, как одну из идей для переходного периода.
Насколько я понял, автор Концепции так же имел ввиду, что переход от ограниченных денежных отношений к полностью безденежной экономики будет постепенным. В начале Концепции речь шла о неизбежном наличии в эко-сообществах как относительно богатых, так и относительно бедных - как результат различия в талантах и способностях, а так же в активности и стремлениях. Но для равномерного и справедливого распределения «богатства» всё эти критерии необходимо как-то оценивать количественно, через некий общепризнанный эквивалент - деньги/ токены. Ближе к концу Концепции автор описывает уже идеальную модель безденежных отношений - модель высокоразвитого общества, где активны и «богаты» всё без исключения его члены, как и всё сообщество как целое.
В переходный этап, можно создать компьютерную систему, где каждый член сообщества в личной карточке отразит ту продукцию или услуги, которые он создаёт. То же касается и об’единённых научных, производственных и иных коллективов. Те же, кто нуждается в какой-либо продукции и услугах, так же отражают в системе эту потребность. Система сама выстраивает логистику заказов. Те кто создают, получают заказы и изготавливают, а те кто заказал, получают продукцию или услуги. Идёт прямой обмен между потребностями и возможностями членов сообщества. По заложенным в неё алгоритмам и критериям, система определяет коэффициенты Необходимости потребностей и коэффициенты Полезности изделий и услуг. Исходя из Необходимости и Полезности, система создаёт очерёдность восполнения Потребностей и количественно оценивает (в токенах) результаты Полезного труда. С помощью такого регулирования и логистики, приоритет будет отдан наиболее востребованным и полезным изделиям и услугам, исходя из базовых принципов сообщества. А мастера получат справедливую количественную оценку своего полезного труда и смогут повысить Качество жизни. Базовые потребности будут обеспечены каждому члену сообщества, но высокий уровень Качества жизни будет определяться степенью стремления принести реальную пользу своим собратьям и всему сообществу. Желательно, что бы эта система была единой для всех кластеров эко-сообществ, тогда согласование потребностей и возможностей будет более сглаженным.
В данном контексте роль денег (токенов) сводится к регулированию справедливого распределения Качества жизни, исходя из способностей и личных устремлений на благо сообщества. Качество жизни будет расти у наиболее способных и полезных, но такие люди и более нравственны. Думаю, зачастую они будут часть своих токенов переадресовывать на те проекты сообщества, которые позволят другим членам обучаться и раскрывать на равных так же и свои умения и таланты, принося ещё большую пользу всему сообществу. Такая синергия приведёт к быстрому росту и развитию как талантов индивидов, так и экономики всего сообщества и даже всех кластеров эко-сообществ в их взаимодействии. В понятие Качества жизни входит не только материальное благополучие и удовлетворение от самореализации своих талантов, но даже в большей степени - удовлетворение от отдачи своих возможностей и способностей в помощи другим так же расти в раскрытии своих потенциалов и талантов. Нравственный человек, испытавший удовлетворение и счастье, будет стремиться к тому, что бы и другие смогли бы испытать нечто подобное. Его потребность - поделиться этим состоянием. Это и есть любовь...
Олег